Бейс-прыжок с Западной стены Кюкюртлю. По следам Валерия Розова
В конце августа мы наконец-то нашли время и собрались вместе в Приэльбрусье. Первое, что нужно было сделать, — это акклиматизироваться. Я все лето провел в горах, в том числе работал на Эльбрусе, а Костя с Вовой решили сходить на Эльбрус с севера. После их успешного восхождения все были готовы, но оставался нерешенным один из главных вопросов: как попасть на вершину Кюкюртлю?
Восхождение по стене мы не рассматривали: порода слишком разрушенная, постоянно сыпет. Уже будучи на месте, мы слышали несколько обвалов. Оставалось два варианта: пересекать ледник со станции Мир, двигаясь по диагонали вверх, или подняться до косой полки, пройти траверсом под западной вершиной и через в. Купол выйти на Кюкюртлю. После долгих сомнений и расспросов местных гидов решили идти через косую. Думаю, правильно: уж слишком разорванный ледник на другом пути. А тут хоть по расстоянию и больше, зато сначала по тропе, а потом траверс без сильных наборов и спусков.
Подход прошли довольно бодро, погода была шикарная, трещины все обошли. Очень хотели найти на Куполе вертолет, в котором падали Розов, Абрамов и компания (прим.ред: происшествие было в 2008 году), но, наверное, его уже занесло снегом.
На Кюкюртлю мы довольно долго искали экзит: по описанию, с вершины до него четыре веревки дюльфера. Нашли в одном из кулуаров остатки веревок, но было непонятно, остались они от Валеры, который прыгал там 12 лет назад, или от альпинистов, которые дюльферяли там еще раньше. Понадеявшись на то, что альпинисты не бросают снаряжение, мы спустились по этому направлению. И, действительно, нашли экзит, его было не спутать. У нас сложилось впечатление, что Розов был здесь вчера: куча петель и железа так и висят с тех пор. Спуск достаточно сложный: много льда, снега и живых камней, а последняя веревка вообще вертикальная. Мы же для облегчения веса даже обвязки с собой не брали, спускались используя ранцы в качестве страховочной системы.
Еще наверху мы полностью приготовились к прыжку. А это значит, что Костя надел вингсьют, Вова трэксьют, а я просто всё, что было из одежды. Примотали ледоруб скотчем к ноге, кошки на пузо, по карманам распихали все остальное: палатку, горелку и т.д. В общем, выглядели вполне упитанно.
Когда все были готовы, нас накрыло облако. Видимости никакой, прыгать стало невозможно. Мы ждали несколько часов, замерзли, но ничего не изменилось. Пришлось жумарить обратно на вершину. Со всем снаряжением, готовым к полету, это очень неудобно!
Пришлось ночевать наверху. Хорошо, мы в последний момент додумались взять палатку, один коврик на троих и горелку. Газа было много, а кастрюлькой сделали банку из-под сгущенки. Так что мы пол ночи провели, пытаясь натопить достаточно снега, чтобы напиться и поесть. Спальники мы не брали, а на одном коврике втроем в однослойной палатке о сне речи не было. Так, дремали иногда, грелись друг о друга. В общем, классическая холодная ночевка. Был у нас, конечно, запасной вариант: распустить парашюты и закутаться в них. Но тогда бы пришлось утром их складывать обратно, а на снегу на высоте делать этого совсем не хотелось. И мы терпели.
Когда рассвело и мы очнулись, то подумали, что пришла непогода: палатку заносило снегом. Но, выглянув, обнаружили голубое небо, снег в нас швырял ветер. Выползать наружу никто не спешил, ветер был не в нашу пользу. К тому же мы дождались солнца и наконец смогли немного поспать.
Ближе к полудню ветер поменял направление, и это был шанс на прыжок. Обратно топать никому не хотелось. Мы снова всё на себя примотали и спустились на экзит. А там — тишина, ветра нет и ясная погода.
Первым полетел Вова и нашел нам отличную лужайку для посадки. Потом я, за мной — Костя. Это было самое лучшее ощущение, когда из холода, с высоты 4600, я почти моментально оказался среди травы на 3000!
Дальше был спокойный, но длинный переход, 20 км пешком до цивилизации. Хорошее, стремительное приключение! Настоящий BASEclimb.