08.04.2021

Лена Лесных, член Горного клуба Альпиндустрии

VK TG

Как мы съездили в горы Северной Осетии зимой

Есть вещи, которые не меняются. Солнце встает и заходит; зима наступает следом за осенью; коммунальные службы не справляются со снегом; а «Победа» задерживает рейсы. Автобус минут сорок постоял, развернулся и поехал обратно в аэропорт.

Через час наша маленькая группа загрузилась в другой самолет, и отпуск, наконец, начался.

Владикавказ

Банда с тяжелыми рюкзаками в лице Тани, Сереги, Андрюхи, Лены, Вари, Вани и меня встретилась с товарищами на парковке. Собственно, нас и ждали, чтобы ехать на базу.

Следующую пару часов было немножко скучно и обычно: обнимашки с друзьями, автобус, магазин, жевать вкусный хлеб и сыр на заднем сиденье, трепаться и наслаждаться жизнью. В окно ничего не видно, потому что уже стемнело.

База

Чуф-чуф — буз остановился в пушистом снегу. Сбегали до базы, взяли санки, перетащили рюкзаки.

База слева. Небольшая, но очень уютная.                                                                                                      Фото С.Измалкова

База оказалась чистой, уютной и нафаршированной всем чем можно. Три спальни: для девочек, для мальчиков, инструкторская (еще хозяйская), теплая кухня, учебный класс, сушильная комната и нормальный чистый санузел с горячей водой.

За вкусным ужином последовала традиционная организационная встреча, сдача бумаг и прочих радостей и, наконец, сон.

Подъемник и ледорубы

Подъемник пнул куда-то пониже спины, и земля уехала из-под ног. Впечатлило побольше первого срыва с нижней страховкой. Вуаля! Мы на склоне. Ваня и Андриян отправляются выше искать место для занятий, а мы с Денисом и Натальей учимся держать ледоруб.

В том числе, за этим умением я на эти сборы и ехала. Пока поправляли, исправляли и переделывали, Ваня с Андрияном вернулись и мы потопали к месту занятий.

Смотрите, как тут восхитительно!                                                                                                               Фото С.Измалкова

Через какое-то время снег оказался везде. Снаружи меня, внутри меня, в глазах, ушах, в носу, кажется, тоже. Снега было очень много, а мы учились его ходить. Попробовали склон вверх, склон вниз, склон вбок и как-только-не-склон. Разобрались в движении на три такта. Выучили «на изготовку». Поделали станции. Потренировали срывы. А под конец дня получили бонус — скатиться вниз на заднице, чтобы сделать борозду для завтрашних занятий.

Вниз спустились ножками. И получили еще бонус — лекцию по лавинам от Дениса.

Снова ледорубы. И биперы. Уже без подъемника

На второй день предстояла прогулочка вверх. Ножками, туда же, куда вчера заехали на канатке.

Это мы, такие бодрые, чапаем.                                                                                                                  Фото С.Измалкова

На прогулочке со мной случилось откровение: бег работает. Два года я не могла бегать из-за травм, в октябре стало можно, ну, я и наверстывала. Так вот, если бегаешь, радикально легче по сравнению с «не бегать».

Наверху нас разделили по отделениям и начался движ.

Самозадержание

Вот тут-то и пригодилась борозда, которую раскатывали вчера своими задницами. На тестовом срыве борозда оказалась узковата, и мы ее быстренько расширили. Дальше началась езда и самозадержание, конечно. Вперед ногами, назад ногами, боком, на пузе, на спине, вниз головой. Когда у всех начало более-менее получаться, интересности продолжились.

Поиск пострадавшего

Разобрались, как работать с биперами, щупом и лопатой. Попробовали поиск.

Нам досталось играть первыми. Замес: включенный бипер прячется где-то в снегу (которого много). Жертва, вооруженная бипером, щупом и лопатой, его ищет и откапывает. Напрыгались-набегались — перешли к следующему инструктору.

Вы только посмотрите, как тут красиво!                                                                                                      Фото А. Волхонского

Оценка лавинной опасности

Мы стояли в снежной траншее и смотрели, как Андрюха режет снег ножом и втыкает зубочистки там, где плотность снега по ощущениям меняется. По итогам «распилки» посчитали слои: их оказалось то ли 10, то ли 12. Дальше был перфоманс о слоях, плотности снега, стабильности и нестабильности. Под конец ребята отпилили снежный столб, провели финальные тесты под контролем Дениса — и мы были отправлены повторить всю операцию самостоятельно.

Что могу сказать: пилить снег сложно, тяжело и очень потно. Мне пришлось звать парней на помощь.

Траншея, снежные столбики, и все, что было дальше.                                                                                       Фото С.Измалкова

Прикоп и откоп

Когда мы справились с распилкой столбиков и оценкой лавинной опасности, вернулись все отделения, а светового времени еще оставалось, и нам предложили закопать человека в снег, а потом найти и откопать его. Как вы думаете, кто первый полез закапываться?

Ощущения под снегом

Мокро и темно. Снег сильно приплющивает к земле. По тебе могут ходить, ты это почувствуешь, но больно не будет. Ребята рассказывали, что по мне ходили — да, на какое-то короткое время каким-то частям меня было чуть тяжелее. Если орать благим матом — наверху слышно НИЧЕГО. Под снегом голоса друзей слышны не отлично, но хорошо.

Лежа там, понимаешь, что лавина — страшная штука. Меня присыпали каким-то недометром снега, очень бережно и осторожно присыпали, но это ни разу не комфортно. В реальности окажется, что вы лежите непонятно как, воздуха непонятно сколько, вокруг темно, снег давит, пошевелиться невозможно. И как-то в лавину совсем не хочется.

Самой неприятной частью процесса откапывания оказался щуп, ткнувший в правую булку.

Откопали быстро, осмотрели, отряхнули, поговорили — и дальше началась лавина закапываний-откапываний. Венцом всего стал Андрюха, которого закопали вообще в стороне от «лавинного места» враскоряку, а на место уже привычного поиска аккуратно внедрили каремат. Справились, но немного умаялись.

А вечером нас ждало продолжение лавинной лекции и достаточно ранний отход ко сну — завтра планировали сделать тест восхождения на ребре Монаха.

Ребро и лазанье

К горе мы притропили. «Да тут три веревки» — говорит Андриян. «Залечу и не замечу, — думаю, — на фиг тут кошки. Тем более, что и лезть-то в них по скалам никогда не пробовала».

Лезу. Весь обвес на мне, кошки в рюкзаке, ледорубы мы не брали. Лезу и понимаю — не то. Не скалы и не скальники. Ногу надо ставить по-другому, рукам в перчатках как-то не очень, и, вообще, снег мешает. Весело, мокро, но медленно. Ладно, бог с ним, первую веревку пролезли.

Суюсь на вторую. Делимся с первым отделением: они — направо, мы с братвой - налево. Лезу, лезу, даже разлезлась и прилезла, блин. Скальная плита, наклонная, легкий ледочек такой, ближайшая зацепка — дерево (запрыгну) и дальше как-то скально-плиточно-гладенько, но вроде вырулить можно. Подкорячиваюсь прыгать. Появляется мысль:«Ну я пролезу, а братва?” Покрутилась-покрутилась, спустилась до станции. Пропустили первое отделение, пошли направо.

И вот же ж засада, справа, сильно-сильно сбоку, удобный просто заход. Просто ЗАХОД! Я там корячилась по этому льду, а тут ногами по снегу! В общем, проползли вторую веревку.

Виды с места событий.                                                                                                                           Фото С.Измалкова

Третья. Лезу. Понимаю, что приустала, — медленно. Еще и облезать веревки ребят приходится. Андриян торопит, я тороплюсь, а быстрее не получается — нас много и приходится друг друга ждать. На середине веревки решаем, что супердолго, делимся: я прихожу к ребятам из первого отделения, а мои уходят вниз со второй станции.

Доползаю до ребят, принимаем Ленку. Еще одна веревка впереди. Ну, ладно! Разобрались, кто за кем, как с веревками, какой порядок; вышли к дереву, едем вниз.

Итог: на три с хвостиком веревки угрохали часов пять. В одну группу, возможно, было бы быстрее, но, если б бабушка была бы дедушкой. Не скалы и не скальники.

Вернулись, разобрали, решили, что завтра туда же одним отделением.

Снег пошел

И мы никуда не пошли. Сыпались потрясающе красивые хлопья. Сыпались, сыпались и сыпались. А мы дослушивали лекцию. После лекции был короткий обед и, раз уж снег — отработка лавинных сценариев.

Игра

«Вон там, — девушка дышит тяжело — Моих товарищей лавиной засыпало. Вон с того склона сошла». Я — руководитель. «Вон там безопасное место. Ты, ты и ты — включили биперы, на поиск»!

Так и провели день. Менялись вводные, менялись руководители, наблюдатели, врачи, команда поиска, команда зондирования, команда копателей. Очень быстро стало понятно, что мы находим жертв с биперами, а вот без них — не находим. Или иногда, очень редко, находим. Например, не нашли огромный баул, пока нас в него чуть не носом ткнули. И как-то совсем в лавину не хочется.

Ребята что-то копают. Или кого-то.                                                                                             Фото С.Измалкова

Выводы

Этот курс точно нужно пройти. Самому. Покопать, понаблюдать, поруководить, поискать. Осознать, что спасать тебя будут такие же как ты. Вспотеть, запыхаться, устать, почувствовать как снег, который недавно был мягким, превращается в какую-то твердую непробиваемую жесть.

Лёд

Картина маслом: 14 человек в касках и с рюкзаками тропят вверх по склону, местами проваливаясь по грудь. За ними — две собаки: огромная белая и мелкая пятнистая. Лают, играют, тоже проваливаются, просят внимания. Периодически идти мешают кусты и ветки. На полдороги собаки отстали.

Выдрались из зарослей, траверснули скальный участочек, и — ура — лед! Вертикальный, с сосульками, присыпанный снежком и какой-то светло-грязно-голубой.

Андриян с ребятами ушли вешать веревки, а мы остались вспоминать проушины. Бур входил тяжело. Да и с лета подзабылось, пришлось заново приноравливаться. Аккурат к обеду начало получаться что-то осмысленное вместо двух дырок во льду где-то рядом.

После обеда пошла веселуха: лезли лед. Лед сопротивлялся. Во всяком случае, мне. До этого я сталкивалась только с летним льдом в Безенгах. Зимний оказался совершенно другим.

Летом ты делаешь один, ну два удара кошкой, и нога идеально встает. Тут ты делаешь пять, шесть, семь ударов — и ни разу. Бьешь, бьешь и бьешь, пока не отколупаешь кусочек, на который можно опереться зубчиком, чтобы подлезть и наконец забить кошку нормально.

С ледорубом лезть эту твердь оказалось очень-очень тяжело. Конечно, попробовала, ведь хотелось. Вспотела, устала, запыхалась, напугалась, в общем, еле доковырялась до верха, плюнула, поехала вниз.

Взяла инструменты. С ними пошло бодрее, но лед мягче не стал. На вертикальных участках было совсем тяжко, зато на выполаживании стало сильно-сильно-сильно легче. Успела пролезть три трассы, немного пофоткать друзей — и день стремительно закончился. Сняли веревки, двинули на базу.

Реком

«Реком, — прочитала я, — святилище»....

Мы стояли перед огромной желтой табличкой буквально в нескольких шагах от базы, где и жили. Сегодня нас ждали скалы.

Проход к скалам лежал через территорию Рекома, местного святилища. Просто так, конечно, пройти было нельзя. На обозначенной территории нельзя шуметь, мусорить, ругаться, курить, а женщинам к мужскому святилищу даже приближаться запрещено.

Но территория оказалась такой восхитительно красивой, что вот всего вышеперечисленного даже не хотелось. Аккуратная тропинка расстелилась по склону и тихохонько-легонько спустилась вниз к деревянному срубу, украшенному рогами.

Реком.                                                                                                                            Фото С.Измалкова

Прошли сруб и оказались под скалой.

Друзья из первого отделения сразу отправились лезть в кошках, а мы сходили небольшой круговой маршрут с установкой своих точек. Размялись, вспомнили станции — ну вот и время лезть.

Первый раз лезла по скалам в кошках. Именно лезла. Хоть и с верхней страховкой, но было страшно: нога работает вообще не так, как в скалолазании, нужно искать баланс. Нависающий участок мне вообще отказался поддаваться. Но уже к концу второй трассы начало получаться. Оказалось, что нога вполне может стоять. Что и с зубастыми ногами скалолазные приемы работают. Да, времени на прохождение участка тратится больше, чем в скальниках. Но тут и удивляться нечему, первый раз же.

В общем, что-что, а лезть в кошках мне понравилось. Кошкой ты можешь обработать самую-самую маленькую зацепочку, нужно только приноровиться. Андриян подсказал, что есть драйтулинговые сборы в Хибинах, взяла на заметку.

В этот день занятия заканчивались рано, ведь уже завтра предстояло выдвигаться в горы. До гор предстояло кое-что еще.

Оргчасть

С горами есть один нюанс. К ним надо готовиться не только физически, но и административно. Конечно, если это официальные сборы, а не ты сам куда-то полез. Части «оформить», «уведомить», «предупредить» должны делаться.

В общем, вечером заполняли маршрутные листы, пересчитывали и укладывали снаряжение, опять считали еду, делили вес и паковались.

Туда!

11 утра. Мы кидаем рюкзаки в буз и стартуем туда. Туда — это в сторону Кионского массива в Алагирском районе Алании.

Ехать оказалось недолго. По ощущениям прошло около полутора часов — и вот мы выгружаемся под горой. Перекусили, разделись, нацепили рюкзаки и потропили. Под рюкзаком, конечно, быстро потеплело, а потом стало и вовсе жарко. На ближайшей остановке пришлось раздеваться до термы (да и ту очень хотелось снять, если честно) и открывать молнии на штанах.

Тропили, кстати, тоже недолго. Пара с небольшим часов — и вот мы на месте стоянки.

Приехали.                                                                                                    Фото С.Измалкова

Ставимся и готовимся

Выкопали место в снегу, растянули палатку, организовали кухню, натаскали воды и — бац — одна из горелок отказывается работать. Вот это оказалось неприятным сюрпризом, но выручили наши инструкторы — Ваня одолжил свою модную MSR-горелку. Спасибо ему огромное, с одной горелкой было бы очень печально.

Дальше началась рутина — вскипятил канчик — налил термос, вскипятил канчик — налил термос, вскипятил канчик — налил термос. Все это небыстро и занудно, но необходимо.

Пока все перекипятили и, наконец, поели, начало темнеть, а значит, пора ложиться. Вставать рано, работать интенсивно, значит, надо выспаться.

День Горы

Обожаю вставать в три часа ночи и вылезать из теплой палатки. Особенно когда сплю в уютном спальнике, а вылезать в снег, минус, да еще и предварительно надо натянуть на себя гору одежды.

Выход из лагеря был запланирован на 05:00, поэтому пришлось вставать в три с копейками. Надеть всё, впихнуть ноги в двойные ботинки, закрепить гамаши и упаковать все это сверху пуховиком — после этого и выпрыгивать на мороз не страшно. Собрать всю эту капусту занимает около получаса, поэтому лучше иметь запас по времени.

Потом еще нужно успеть положить в себя еду, которая будет поддерживать организм целый день, и обязательно попить чай, проверить биперы и рации, еще раз посмотреть на друзей и напарников — и можно выходить.

Теперь наверх

К горе нужно еще подойти. Ага, по снегу. Ага, опять. Ну мы и пошли. Тропежка — история небыстрая. Даже если все стараются идти в темпе, то тут провалишься, то там провалишься.

Долго ли, коротко ли приползли мы, наконец, к скальным стенкам (уже, наверное, полгоры протоптав по снегу). Связались — и поперли дальше.

Прём.                                                                                                                                  Фото С.Измалкова

Тактика

Надо и про нее немножко поговорить. Друзья из первого отделения шли без веревки. Это позволило им оперативно сменять друг друга на пути по снегу и бодро тропить. Мы пошли двумя связками-тройками. Эта конструкция была менее поворотливой и исключала центральных в связках из процесса тропежки, но зато обеспечивало страховку.

Дальше был опять снег, снег, снег, правда, уже прямо под скалами. Гору можно было бы потрогать рукой, если бы в этой руке не было ледоруба. В общем, к 11-ти мы вышли на гребень, на котором дуло будь здоров. Пропустили ребят из первого отделения и погнали следом. Лезть оказалось совсем немного: в 11-30 уже стояли на вершине Урсхоха Центрального.  Пофоткали, пофоткались и побежали вниз.

Виды.                                                                                                                         Фото С.Измалкова

В лагере

В 14-50 все были в лагере. Снять мокрые шмотки, вынуть внутренники из ботинок, разложить на солнышке снаряжение, пить чай, смотреть на горы, чувствовать радость и получать удовольствие. Недолго. Часок. Но как приятно!

Вот его и сходили. Фото С.Измалкова

Новые вводные

Вечером инструкторы донесли до нас обновление планов на завтра: вторую гору не пойдем, очень снежно и лавиноопасно, вдобавок обещают ухудшение погоды. Ну, раз так, деваться некуда — отправляемся на базу.

Пора заканчивать

Хочется сказать Клубу огромное спасибо за эти сборы. У инструкторов получилось уложить много, очень много полезной информации о зимнем альпинизме в 10 дней выезда.

Надеюсь, в следующем году эти сборы будут повторять — и ехать на них однозначно нужно.

Спасибо нашим инструкторам: Андрияну, Ване, Денису, Наташе. Спасибо моим товарищам по команде и первому отделению. Спасибо младшим отделениям. Спасибо базе за гостеприимный прием. Спасибо Осетии за красивые горы. Приеду еще.

Лена Лесных, член Горного клуба Альпиндустрии

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

не указана фамилия

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату

Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели

Сегодня
    2 недели
    4 недели
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты

Сегодня
    2 недели
    4 недели
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:

Пункты выдачи

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
не указан телефон

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!