Мата необычная лыжа, которую отличает фановость в разнообразном offpiste: можно карвить, ехать с дрифтом, с прыжками, прокладывая линии среди бугров, деревьев и т.д.
|
Производитель о Mata Ti
“ Универсал, невиданный доселе! Его появление отражает смену парадигмы в философии бренда. Поразительный асимметричный шэйп! 90 мм в талии вкупе с титаналом обеспечивают разносторонность и контроль в нужный момент. Агрессивный карвинг, но и не только. Катание не доставляло до сих пор столько удовольствия.”
Вот так, ни больше ни меньше!
Распределение продольной жёсткости
Вот, как бы мы охарактеризовали флекс MataTi (10 самое жестокое):
- Передняя секция: 8
- Носки непосредственно: 8-8.5
- Перед передним креплением: 9-9.5
- Под стопой: 9.5
- За задним креплением: 9-8
- Пятки: 8
Никакая из отдельно взятых секций не является особо мягкой. Но как единое целое, лыжа весьма податлива по всей длине. Интересно, как это отразится в катании.
Luke Koppa на ZAG Mata Ti (Taos Ski Valley, NM)
Тестировал: Luke Koppa (173 см, 70 кг), ZAG Mata Ti
Пожалуй, самая заметная лыжа в наших тестах этого сезона. Но это первое визуальное впечатление, посмотрим, что он покажет в катании. Недавно мне удалось немного покататься на Мата и он меня удивил, только не так, как я предполагал.
Широченные 142 мм, асимметрично обрезанные носки модели сразу привлекают наше внимание, особенно на контрасте с умеренными талией в 90 мм и пятками (тоже ассиметричными) в 118 мм.
Такой вырез даёт нам всего 14.5 м собственного радиуса в ростовке 178 см, что позволяет нам поместить Мата в возрождающуюся категорию фан-карверов, среди прочих: Line Blade, Black Crows Mirus Cor, Folsom Spar Turbo, и Shaggy’s Fun Carver 88.
Заметим, что асимметричные носки и пятки модели “асимметричны” вне самых широких сечений (точках контакта со снегом). Поэтому это скорее фишка дизайна, не влияющая на ходовые свойства. Хотя на рынке есть паудерные модели, где шэйп полностью асимметричный (разные радиусы на обеих сторонах лыжи).
Пару слов об этом “новом”, а в действительности хорошо забытом (из начала нулевых) классе лыж. Фанкарверы имеют небольшой собственный радиус, который делает возможным катание с резанным ведением на больших углах закантовки, даже на невысоких скоростях. Но в отличии от моделей для чисто трассового катания аналогичного радиуса, они шире, с более длинными рокерами и несколько иным конструктивом. Кстати, этим они отличаются и от фан-карверов из нулевых.
Скажу сразу, все модели из этой категории в катании доставили мне удовольствие. На ратрачке я всегда пытаюсь загнать любую лыжу в резанный поворот с минимально возможным радиусом и максимальным углом закантовки. Но если есть возможность кататься вне подготовленных трасс, эту возможность я не упускаю – люблю разнообразие!
Мне нравится такое сочетание качеств фан-карверов: отличны на подготовленном и интересны в offpiste, каждая модель по-своему. Посмотрим, в чем специфика Мата. В общем и целом в Мата сделан акцент скорее на “фан”, чем на “карвинг”. Это не значит, что они плохо “режут”, отнюдь! Но носки заходят в дугу без особой агрессии, не способствуя экстремальным радиусам и углам . Особенно это заметно в сравнении с трассовыми универсалами с талией от 90 до 100 мм.
Luke Koppa на ZAG Mata Ti (Taos Ski Valley, NM)
С другой стороны, Мата оказался хорошо адаптирующимся к разнообразным условиям в offpiste универсалом, особенно по сравнению с более узкими собратьями Mirus Cor или Line Blade, чьи качества ярче проявляются на вельвете. А на нём Мата даёт почувствовать лыжнику свой небольшой радиус, при этом не нужно много скорости, чтобы добиться предельных углов закантовки. Но характерной мощи и точности трассовых универсалов аналогичной ширины и собственного радиуса (<15 м) Мата не демонстрирует.
Несмотря на ширину, носки Мата не “вгрызаются” в дугу, а сама лыжа идёт в повороте не “как по рельсам”. Т.е. носки легко прогибаются при загрузке, но это не ведёт далее к “однозначно” резанному повороту.
Не выбрал бы Мата для карвинга на ледянистых выскобленных склонах, в этой нише моим фаворитом является Mirus Cor, ну или традиционные трассовые универсалы типа Fischer Curv GT 85.
На свежем плотном вельвете, там, где не надо прилагать больших усилий, чтобы добиться чистого резанного ведения, Мата фановая карвинговая лыжа. Довольно мягкая продольная жесткость способствует поворотам мелкого радиуса, хоть и без значительной цепкости в дуге, что с другой стороны (на удивление) делает комфортным катание большими дугами в стиле слалома-гиганта, а то и SuperG на меньших углах закантовки и без давления в носки.
Такая мультирадиусность играет свою положительную роль на подготовленных трассах. При этом, несмотря на необычный шэйп и небольшой собственный радиус, Мата нравится мне при катании по буграм, на крутом, в лесу и других вариациях offpiste. Почти никогда лыжа не “закусывала” в повороте (не ехала поперек линии падения воды), когда я этого не хотел. Лыжу легко разгрузить, сбросить, пустить в дрифт.
Лыжникам “классикам”, привычным к более жёстким большерадиусным направленным моделям потребуется время, чтобы привыкнуть к Мата. Мне же, тестирующему весь сезон самые разные лыжи, не составило труда сразу адаптироваться к Мата (и в разнообразных условиях). Носки и пятки в нужный момент всегда поддерживали, мог кататься в центральной стойке, а порой, без потери контроля, и слегка задней – пятки прощали.
Теперь, что касается моей любви к могулу и крутякам, небольшой радиус и мягкий флекс Мата добавили фана и вариативности в катании в данных условиях. В крупно сформированных буграх мог часто ехать резанными дугами, без сброса между бугров, а то и с выпрыгивание с одного на другой.
Luke Koppa на ZAG Mata Ti (Taos Ski Valley, NM)
Мы тестировали 178 см, и это максимальная ростовка. Многие производители советуют выбирать фан-карверы в меньшей длине. Для сравнения: трассовые лыжи беру длиной от 173 до 180 см, а all mountain универсалы с талией около 90 мм в ростовках 177-184 см
Поэтому считаю Мата 178 наиболее мне подходящей, думаю, что 173-я ростовка проиграла бы в резаном на буграх и мягком и/или разбитом. Но выиграла бы на некрутой ратрачке. Поэтому, основываясь на фановости, хорошей общей универсальности и не особой цепкости канта, выберу скорее большую длину, чем возможность только карвить на вельвете.
Если сравнивать Мата с аналогами от других производителей, то наиболее похожим являются Line Blade и Folsom Spar Turbo, особенно последний.
По сравнению с Blade, Mata менее задемпфированный, более живой в воздухе и не такой отзывчивый и точный в резаном ведении на ратрачке на максимальных углах и небольших скоростях. Распределение продольной жёсткости схоже, но Blade лучше режет на жёстком и очень жёстком, а Мата, несмотря на довольно смещенный назад монтажный центр, комфортен в воздухе на перекантовках в динамичном катании в буграх и на крутом.
Теперь о наиболее похожем конкуренте Folsom Spar Turbo 182. По сравнению с ним Мата чуть мягче продольно и имеет менее инертные концы (что важно на кручениях в воздухе), а Spar по этим же причинам, соответственно, лучше на ходах большими дугами и на раскатанном с переменным снегом.
Выводы
Суммируем: Мата необычная лыжа, но мне понравилась. На жёстком, особенно обледенелом склоне, оказалась далеко не “слаломкой”, хотя я ожидал этого, но более “слаломной” на небольших скоростях и некрутых склонах, чем многие традиционные универсалы с талией в 90 мм. И что особенно зашло: фановость в разнообразном offpiste: можно карвить, ехать с дрифтом, с прыжками, прокладывая линии среди бугров, деревьев и т.д.