Разберемся подробнее, как работают лавинные рюкзаки, какие они бывают, и какой из них выбрать
В местах, где есть снег и уклон, существует лавинная опасность. Безусловно, есть участки, на которых визуально шанс схода лавины ничтожно мал. Рассуждая о лавинах, первом делом возникают ассоциации с фрирайдерами. Воображение рисует картину, как с вершины по склону едет лыжник и разрезает пласт снега, а затем верхний кусок снежной доски сдвигается и начинается буйство природы. На самом деле риск попадания в лавину реален и для альпинистов, и для горных туристов и даже для посетителей горнолыжного курорта. С увлечением бэккантри, сразу же понимаешь необходимость в поиске команды единомышленников и лавинного комплекта: лопаты, бипера и щупа. Особенно, если начинаешь разбираться в тематике, прошел лавинные курсы или, хотя бы, прочитал учебник на эту тему. А дальше, при первой возможности, разоряешься на лавинный рюкзак. Потому что только он реально увеличивает шансы на выживание при встрече со стихией. Разберемся подробнее как работают лавинные рюкзаки, какие они бывают и какой из них выбрать.
История создания
Однажды охотник Йозеф Хохенестер случайно получил опыт попадания в лавины с мешками трофеев на спине. Проанализировав ситуацию он понял, что дополнительный объем, созданный этими мешками, помогал ему «всплывать» над лавиной. В конце 70-х он зарегистрировал патент рюкзака с надутой подушкой, в качестве средства для повышения выживаемости. Очевидно, что кататься с такой штукой на спине не слишком удобно и изобретение не стало востребованным. Однако, Петер Аушер выкупил патент, разглядев в нем потенциал, и создал компанию ABS Peter Aschauer GmbH («Лавинный баллон Secutem», где «Secutem» — это искусственный термин, состоящий из слов безопасность и система), которая стала создавать прототип лавинного рюкзака. Первая рабочая полнофункциональная модель увидела свет в 1985 году на выставке в Мюнхене. Выглядела она следующим образом: габаритный рюкзак со встроенным баллоном с азотом, который при пуске системы надувал большой нейлоновый мешок. Вес такого устройства был чуть меньше 4 килограмм. С этого момента можно считать историю появления на свет лавинных рюкзаков, а ABS еще долгое время оставался единственным игроком на этом рынке.
фото: selkirksnowcatskiing.com
С развитием горнолыжной индустрии начал набирать популярность и фрирайд. В XXI веке лавинные рюкзаки оценили по достоинству, и начался бум инженерных изысканий от разных компаний в этой области. Более того, все лавинные рюкзаки должны быть сертифицированы по стандарту EN 16716. Теперь многообразие рюкзаков заметно больше и сделать взвешенный выбор становится сложнее. Неизменным остался только общий принцип работы такого рюкзака.
Принцип работы
В горнодобывающей промышленности для разделения фракций разного размера используется способ сегрегации. Проще говоря, процесс отделения крупных кусков породы от мелких. Представьте, что вы берете пачку нагретого попкорна и трясете его. Неминуемо, нераскрывшийся, поломанный и мелкий попкорн будет осыпаться на дно пакета, а крупные экземпляры окажутся ближе к верху.
Графическая иллюстрация принципа работы лавинного рюкзака на примере системы ABS. фото: abs-airbag.com
Таким же образом работает и рюкзак с надутым баллоном при попадании в лавину. За счет его объема и легкости происходит поднятие наверх в снежной движущейся массе. Это вовсе не означает, что с рюкзаком вы всегда окажетесь на поверхности. Но с гораздо большей вероятностью при надутой подушке вы будете ближе к верхней границе снежного слоя, чем, если бы подушки не было.
Таким образом, получается, что лавинный комплект позволяет найти при помощи бипера и щупа человека, попавшего в лавину, и откопать его лопатами. И только лавинный рюкзак способствует повышению выживаемости, за счет поднятия в снежном безумии ближе к поверхности и дополнительной защите при помощи подушек. Вероятно, это один из самых дорогих типов рюкзаков из всех, после парашютных ранцев, но он в первую очередь способствует безопасности. Поэтому, когда на кону жизнь, не стоит мелочиться, а осознанно подойти к выбору соответствующего снаряжения.
Характеристики лавинных рюкзаков
Все лавинные рюкзаки обладают такими же характеристиками как и фрирайдные: крепления для лыж или сноуборда, материалы, формы спины и плечевых лямок, полезный объем рюкзака, количество отсеков и карманов, посадка и многое другое. То, что пока вы не встретите на лавинных рюкзаках – это вход со стороны спины. Не каждый бренд может похвастаться на них креплением лыж домиком или иначе A-frame способом. Это связано в первую очередь с работой систем надувания и хранения баллонов.
Еще одно важное дополнение, которое встречается на лавинных рюкзаках – это специальная петля, которая пропускается от рюкзака к поясному ремню между ног. Смысл этой петли не дать лавине стянуть через голову с пользователя рюкзак.
Определиться с удобством подвесной системы можно только примерив рюкзак на катальную одежду. Многие рюкзаки могут отличаться по ростовке. Крайне неприятно обнаружить, что рюкзак болтается на спине и доставляет неудобства во время катания, и может некорректно работать в реальных условиях.
Кстати, в последнее время стали распространяться лавинные жилеты, хоть их и не всегда легко найти,и полезный объем у них сведен до минимума, но по удобству посадки они превосходят рюкзаки.
И, конечно же, самым важным отличием от любых других рюкзаков станет система запуска работы механизма подушки безопасности.
Системы лавинных рюкзаков
Все системы представленные на рынке условно можно разделить на три типа:
-
Системы с компактными баллонами со сжатым газом или смеси газов, например: аргон, углекислый газ, азот или иная смесь.
-
Системы с баллонами со сжатым воздухом.
-
Электронные системы, нагнетающие воздух компрессором.
У каждого из этих типов систем есть свои преимущества и недостатки. Говорить о принципиальной безопасности одной над другой, не корректно, но у каждого производителя систем есть свои соблазнительные преимущества.
Системы со сжатым газом
Представители этих систем: ABS, Alpride 2.0, Arva Reactor и Ortovox Avabag.
Отличительная особенность всех этих систем в том, что перезаправить самостоятельно баллоны со сжатым газом у вас не получится. Поэтому после каждого запуска приходится покупать новые баллоны. Обычно они в 7-12 раз меньше стоимости рюкзака. Рюкзаки на основе этих систем самые дешевые из всех трех типов рюкзаков. Так что, с одной стороны, если вы так часто попадаете в лавины, стоит в принципе задуматься о правильности тактики ваших действий, с другой, полноценная тренировка, а она неизбежна, может обойтись в заметную сумму.
Основной же минус этих систем в том, что для их перевозки необходимо запрашивать разрешение у авиакомпании и не всегда есть гарантия, что их допустят. Второй вариант, искать баллоны по месту прилета, но этот вариант доступен не для каждой локации. Теоретически сервисный авторизованный центр дилера может проводить перезаправку, но это иногда сложнее, чем купить новые картриджи.
ABS
Первопроходцы и родоначальники в этой области более 35 лет неустанно выпускают свою продукцию. Их фирменная карточка – это система TwinBag, которая при запуске системы надувает два независимых баллона по бокам. Компания позиционирует преимущество данной системы в том, что даже в случае уничтожения одного из баллонов остается второй. Вторая причина такого решения смещение объема к центру тяжести, что, по мнению компании, положительно складывается на «всплытии» пострадавшего над лавиной. Всего в арсенале у них есть 3 типа подобных подушек и два варианта системы запуска.
Фото: abs-airbag.com
Вариант S.Light, представленный первыми двумя подушками, имеют меньший вес по сравнении с P.Ride и механическую систему запуска на базе пиропатрона. Подушки такого типа не защищают шею и голову от удара. Из плюсов – они минимально ограничивают обзор, что имеет значение в критической ситуации.
Вес рюкзака с системой в зависимости от модели колеблется от 2,3 кг, до 2,9 кг. И это без учетов баллонов, которые не идут в комплекте. Есть модели рюкзака, которые можно сконфигурировать под запрос по объему. Вариант P.Ride отличается тем, что позволяет запускать механизм наполнения подушек удаленно, например, гиду-инструктору, и запускать автоматическую самодиагностику системы. Также подушка имеет увеличенную площадь и немного улучшенную защиту со стороны затылка. Рукоять имеет режим «тренировки» запуска, но без последующего надувания подушки, просто чтобы отработать движения.
Все рюкзаки по умолчанию комплектно не оборудованы баллонами с аргоном, и в этом вопросе компания предоставляет выбор: стальной весом в 512 г или на 40% дороже карбоновый весом 280 г.
На данный момент показатели в сумме не выдающиеся, но исходя из стоимости вполне могут быть оправданными. Стоит напомнить, что в самолет требуется разрешение на перевозку баллонов со сжатым газом. А сами баллоны не всегда есть там, куда вы собрались, и при этом они не поддаются перезарядке без участия сервисного центра дилера.
Alpride 2.0
Для начала отметим то, что компания Alpride выпускает два типа систем. Первая, Alpride 2.0 на базе двух баллонов: один с аргоном и другой с углекислым газом. Вторая – электронная система Alpride в версиях E1 и E2, которые разберем в следующих разделах.
При этом системы швейцарской фирмы Alpride устанавливаются в рюкзаки брендов: Scott, Osprey, POC, Deuter, Millet, Black Diamond, Ferrino, G3, Wedze, – и это еще не полный список.
Компания выпускает подушку объемом 150 литров, которая полноценно закрывает пользователя со стороны головы и по бокам. Во время запуска системы, помимо заполнения газом из двух баллонов, используется эффект Вентури, который дополнительно набирает воздух снаружи системы. Поэтому Alpride может позволить использовать такие маленькие и легкие баллоны.
фото: alpride.com/system-2
Оба картриджа со сжатым газом компактные и весят за пару 440 г.
Система запускается механически, не используя пиропатрон, а условно, открывая вентиль при вытягивании рукоятки. Такая конструкция считается одной из самых простых и надежных систем.
Без картриджей вес рюкзака от фирмы Scott с системой Alpride 2.0 чуть меньше 2 килограмм. Картриджи не перезаправляемые, но зато довольно дешевые на фоне всех остальных. Кстати, в связи с обилием брендов, использующих эту систему, картриджи могут выпускаться под разными лейблами, но они взаимозаменяемые.
Список партнеров наглядно демонстрирует, что система одна из лучших среди этого типа лавинных рюкзаков.
фото: scott-sports.com
Из плюсов: вес системы с картриджами без рюкзака – 1130 г, широкое распространение, что позволяет найти расходники в любом специализированном магазине, и сбалансированная защита. Из минусов можно отметить потенциальные сложности с авиаперелетом и не продублированную, хоть и прочную надувную подушку.
Arva Reactor
фото: arva-equipment.com
Несмотря на то, что французская компания Arva существует с 1985 года, самостоятельно выпускать рюкзаки она стала сравнительно недавно – в 2016 году. Характерной чертой является смещенный ниже к центру масс профиль надутой подушки и ее разделение на 2 секции. Очевидно, что концепция дублирования, как и ABS, повышает шансы на работоспособность системы в случае схода лавины. Но, в разработке Arva Reactor, разделение сделано таким образом, чтобы все-таки закрывать шею и затылок райдера или альпиниста.
У некоторых моделей Arva есть еще одна похожая черта на рюкзаки ABS – это возможность смены полезного объема отдельно от подвесной, с интегрированной лавинной системой. На этом сходства заканчиваются.
Компания с гордостью заявляет, что их система самая легкая на рынке, так как ее вес составляет 680 г. К системе выпускаются два типа баллонов с аргоном: стальной весом 490 г и карбоновый весом 320 г, но в 2 раза дороже. В итоге, общий вес всей системы может укладываться ровно в 1 кг. Действительно, рекордный показатель, среди всех типов систем.
Airbag Tour 25 ultralight reactor c карбоновым картриджем будет весить всего 1600 г. Фото: arva-equipment.com
Второй интересный момент – наполнение подушки происходит как от картриджа, так и внешним воздухом, за счет 4х отверстий на спинке рюкзака в углублении между лопаток.
Еще одна особенность заключается во вдавливающей силе потока газа, который надувает подушку. По заверениям производителя, сила потока выше, чем у других систем, за счет чего, в некоторых случаях, она может даже надуваться в стесненных обстоятельствах. Но дожидаться, когда лавина накроет, чтобы проверить данное заявление не рекомендуется.
Некоторые модели рюкзаков не обладают возможностью переноса лыж по бокам буквой А, но для них есть диагональное крепление на фронтальной стороне.
В итоге, с уверенностью можно сказать, что Arva в своей коллекции обладает поразительными моделями как по функционалу, так и по характеристикам. Безусловно, все также допустимы сложности с авиаперелетами. Но картриджи часто бывают в продаже и по стоимости дороже комплекта Alpride, но дешевле остальных.
фото: arva-equipment.com
Ortovox Avabag
Немецкая компания, также как и Arva, около 5 лет занимается самостоятельным производством лавинных рюкзаков. Подушка по форме напоминает форму Alpride, но чуть более широкая.
фото: ortovox.com
Удивительно, но вес системы Ortovox без картриджа также 690 г. Хоть он и отличается по принципу работы и форме укладки.
Стоит отметить, что Ortovox Avabag одна из немногих систем среди этого класса, которая доступна к покупке отдельно, дополнением к подходящему рюкзаку. То есть, начинающий фрирайдер может купить рюкзак из серии Avabag, а после докупить лавинную систему. Конечно, это выйдет в сумме немного дороже, но, по крайней мере, такая возможность есть.
Картридж в продаже только карбоновый, весом 350 г. У других брендов подобные картриджи стоят столько же.
фото: ortovox.com
В сумме вес с баллоном самого легкого комплекта на базе модели Ascent 22 Avabag выйдет 1990 г. Задача уложиться в 2 килограмма выполнена успешно, и в совокупности с возможностью тренировок без установленного картриджа, добавляет привлекательности данной системе. Перезаправить баллон азотом, возможно только в авторизованной сервисном диллерском центре, так что, в большинстве случаев, его можно считать одноразовым.
Как обычно, для перевозки потребуется запрос в авиакомпанию. А поиск картриджей «на месте» порой затруднителен.
Системы с баллонами со сжатым воздухом
В своей продукции такие системы используют: Mammut и BCA.
Главное преимущество этих систем – многоразовость баллона. Не обязательно обращаться к производителю, чтобы перезаправить воздухом картридж, это реально осуществить в дайв-центре, на пожарной станции и везде, где способны наполнить баллон воздухом под давлением. Для проведения такой операции потребуется соответствующий переходник.
Обычно цена заправки не значительна по сравнению со стоимостью одноразового баллона, и будет в 5-8 раз меньше картриджа Alpride 2.0. Рюкзаки и многоразовые картриджи в среднем дороже конкурентов с одноразовыми баллонами, но в небольших пределах. В перспективе, при 3-4 запусках разница в стоимости будет компенсирована, а последующее использование дешевле.
Mammut Airbag System 3.0
В своих решениях известная швейцарская фирма использует два типа подушек: Removable Airbag System (R.A.S.) and Protection Airbag System (P.A.S.)
фото: snowcountry.eu
Removable Airbag System (R.A.S.) по умолчанию устанавливается в подавляющее большинство рюкзаков фирмы Mammut. Весит 700 г и может использовать два типа картриджей. Сама подушка по форме сильно напоминает вариант от Ortovox, но Mammut к ней пришли раньше.
Protection Airbag System (P.A.S.) – подушка, которая значительно увеличивает защиту пользователя, и при этом в сложенном виде встроена не только в рюкзак, но и в плечевые лямки. За счет такого расположения повреждения шеи и головы минимизируются, на сколько это возможно, но, вместе с тем, значительно заслоняется обзор.
Систему R.A.S. на сайте производителя допустимо приобрести отдельно, например, на замену более ранним системам.
Оба варианта совместимы с двумя типами картриджей: алюминиевым многоразовым весом 700 г (в наполненном состоянии), и одноразовым карбоновым весом 310 грамм. Попытки перезаправить карбоновый, вероятно, не увенчаются успехом, в то время как многоразовый оснащен манометром и поддается заправке даже в Outdoor-центре Альпиндустрии. Кстати, по стоимости оба баллона близки.
Также Mammut выпускает системы в виде жилетов, что в случаях, когда не требуется рюкзак, например, на снегоходе, эргономичнее.
фото:: locally.com
При определенном сочетании увлечений и переходника, реально даже перезаправлять картриджи самостоятельно.
фото: schuhski.com, basecampvt.com
Самый легкий жилет вместе с системой R.A.S. и карбоновым картриджем будет весить 2265 г. Буквально пару лет назад Mammut был обладателем самого легкого лавинного рюкзака, но конкуренты не стоят на месте.
Все также, при перелетах с подобным оборудованием могут возникнуть сложности, уточняйте заранее.
BCA Float 2.0
Расшифровка аббревиатуры BCA – backcountry access, дословно «доступ в бэккантри». Компания видит своей миссией обеспечение безопасности в горах и спасение жизней, в том числе и при помощи своей продукции.
В системах BCA Float 2.0 используется 150-литровая однокамерная подушка и сверхэффективная система Вентури. Пневматические баллоны Float 2.0 можно перезаправить. При этом вторая система, которую BCA используют в некоторых своих моделях – это электронная Alpride E2.
Сама подушка по форме не выделяется на фоне других производителей и напоминает вариант от Mammut.
фото: backcountryaccess.com
Основное распространение система получила в Америке, так как там развита сеть заправочных станций, и компания ведет активную просветительскую деятельность.
Вес картриджа в заправленном состоянии 594 г. При этом рюкзаки в сборе не отличаются особой легкостью. Самые маленькие по объему рюкзаки весят не менее 2,6 кг с учетом картриджа.
По стоимости баллон с сжатым воздухом соизмерим с картриджами Mammut или Ortovox. Манометр необходим для того, чтобы убедиться, что картридж исправен и позволяет корректно заправлять его до заданного давления. В случае, если давление не соответствует, подушка может надуваться медленнее, чем этого требует ситуация.
Традиционно, могут возникнуть сложности с авиаперелетами.
Электронные системы
Считаются самыми перспективными и наиболее востребованными. Получили заслуженную любовь за возможность почти бесплатного полноценного запуска системы, для тренировок, демонстраций и прочих желаний. Актуальные электронные системы: Alpride E1 и E2, JetForce и LiTRIC. Борьба среди этих систем разворачивается не только за вес, но и за стабильность и морозоустойчивость. Нашумевший в 2016 рюкзак от Arcteryx – Voltair, проиграл в борьбе с холодом. Компания отозвала проданные экземпляры, утверждая что корректная работа возможна лишь до -20°C. На данный момент, Arcteryx не предлагает своего решения в области лавинных рюкзаков, но уже заявлено появление новинки на базе LiTRIC. Для надежности все электронные системы оснащаются тем или иным способом самодиагностики, обычно при включении. При помощи индикаторов пользователь убеждается в том, что система исправна и готова к работе. Все лавинные рюкзаки из этого класса заметно дороже аналогов с другим типом систем, в среднем, приблизительно, в 1,5-2 раза. |
Далее разберем системы, которые прошли проверку временем, полевыми испытаниями и ждут своего фрирайдера.
Alpride E1 и E2
фото: blisterreview.com
Швейцарская компания покорила своей системой E1 как райдеров, так и многие перечисленные ранее бренды. В основе работы системы лежит технология суперконденсатора, которая заменяет традиционную литий-ионную батарею. Суперконденсаторы способны аккумулировать энергию без какой-либо химической реакции, в отличие от Li-ion, за счет чего рабочая температура держится в диапазоне от -30°C до +40°C.
Перезарядить конденсатор можно с помощью 2-х батареек АА всего за 40 минут. В условиях скитура, когда до цивилизации далеко это крайне практичная возможность, при этом устройство не разряжается до 3-х месяцев. Также поддерживается перезарядка от micro-USB. Стоит понимать, что запустить подушку с полного заряда возможно только 1 раз. Повторное применение требует времени. Иногда ситуация разворачивается таким образом, что реален повторный сход лавины. На этот случай лучше не собирать подушку, если она раскрылась и не понадобилась после первого схода.
Вес системы всего 1280 г. На момент ее появления это были впечатляющие цифры. А за счет турбокомпрессора наполнение 150-литровой подушки происходит примерно за 4 секунды, в зависимости от внешней среды.
фото: alpride.com/system-e2
Но Alpride на этом не остановилась и недавно выпустила следующую версию E2 – еще легче, еще компактнее. Вес E2 составляет 1140 г, при этом подушка увеличилась до 162 литров. Обновление получили LED экраны и разъем USB-C.
Важную черту Alpride подсмотрела у JetForce и реализовала в E2: в подушке через 3 минуты работы сбрасывается давление, по заверению производителя для увеличения срока службы материала. Вместе с тем, вынесена кнопка наружу рюкзака для полного сдувания подушки, чтобы находясь под снежной массой освободить пространство для маневров и самоспасения.
фото: snowsafe.co.uk
В остальном это улучшенная E1, на которую в течение несколько лет перейдут модели, находящиеся в продаже сейчас.
На данный момент, вес рюкзака на 22 литра с Е1 на борту – 2450 г, что вполне сравнимо с системами на картриджах с сжатым газом. Очевидно, что с E2 вес еще подсократится, а удобство возрастет.
Неоспоримые преимущества в свободе перелетов и запусков по цене батареек или по цене электричества от сети.
JetForce BT или Pro
Пожалуй, основной конкурент Alpride – это JetForce, который используется в рюкзаках компании Black Diamond и Pieps. По неочевидной причине, названия у используемых систем разные: JetForce UL – на самом деле Alpride 2.0 на картриджах с газом. JetForce SC или JetForce Tour – на базе Alpride E1. JetForce Pro или JetForce BT – оригинальная система, создание которой приписывают Pieps. Она и является противопоставлением швейцарской системе. JetForce Pro работает на литиевом аккумуляторе и накачивает 200-литровую подушку при запуске, с помощью электрического компрессора, за 3,5 секунды. Полностью заряженный аккумулятор позволяет произвести до 4х пусков подушки. Заявлено 500 циклов перезарядки, а интеллектуальная система аккумулятора сохраняет его емкость как можно дольше. Индикация состояния батареи, включение и готовность системы отображается индикаторами прямо на ручке. Работоспособность гарантирована производителем до -30°C.Все самые передовые технологии имеют управление с телефона, JetForce BT или Pro не исключение. Производители заложили возможность соединения по блютузу для обновления прошивки и индивидуальной настройки системы. |
После включения системы, пользователь дергает за ручку и запускает целый процесс, призванный спасению в лавине. Сначала подушка наполняется и активно поддувается, на случай ее повреждения. Затем, компрессор нагнетает воздух по определенному графику для поддержания подушки в надутом состоянии. А после всего этого, через 3 минуты с момента запуска, полностью сдувает подушку, освобождая полезное пространство.
фото: fanoutdoor.com
Сама система тяжелее Alpride E1, приблизительно, на 300 г. Стоит учесть, что заряжается JetForce через зарядное устройство, а не micro USB, что можно посчитать дополнительным весом.
При условии почти одинаковой стоимости и надежности систем Alpride E1 и JetForce Pro, однозначно заявить какая лучше сложно. С появлением E2 на рынке баланс может сместиться, если JetForce ничего не противопоставит, но даже в этом случае он останется привлекательным.
LiTRIC
Темная лошадка безопасного будущего. Система анонсирована совсем недавно, в 2022 году, и позиционируется как результат сотрудничества Ortovox и Arcteryx. Поставки в магазины пока еще не налажены, поэтому поиграться с ней возможности не было.
фото: nicetoskiyou.com
Система имеет 150-литровую подушку, по форме напоминающую ортовоксковскую Avabag. Самое невероятное, что вес самой системы всего 1080 г. Литий-ионный аккумулятор обеспечивает более 60 часов непрерывной работы и не менее двух циклов накачивания подушки на одном заряде аккумулятора. Зарядка за полчаса от USB-C. Диапазон рабочих температур от -30°C до +45°C.
Несмотря на недавнее появление на рынке, в системе был обнаружен дефект, который влиял на надувание подушки, и по этой причине она пока что на доработке. Возможно, компании Arcteryx стоит почистить карму или не торопиться с выпуском новинки, но, наверняка, уже следующей зимой LiTRIC начнет завоевывать звание лучшей системы для лавинного рюкзака.
Общие рекомендации
Все существующие на рынке системы привлекательны по тем или иным параметрам. Невозможно делать обоснованный выбор в отрыве от цены и, конечно же, возможности приобретения. Стоимость лавинных рюкзаков на основе картриджей заметно ниже электрических, но имеет цену запуска подушки и сложности с провозом в самолете. Учтите, что по умолчанию все рюкзаки продаются без картриджей, и только некоторые магазины комплектуют их самостоятельно.
Не только выбор системы осложняет поиск наилучшего варианта. Обращайте внимание на посадку рюкзака, на крепления, фурнитуру и отсеки. Дизайн играет немаловажную роль в получении удовольствия от использования снаряжения. Всегда, если есть возможность, лучше примерить рюкзак. Причем большинство лавинных рюкзаков выпускаются в разных ростовках, что обязательно приходится учитывать при покупке с доставкой.
Помните, что наличие лавинного рюкзака не гарантирует вашу безопасность. Всегда задавайте себе вопрос: «А стал бы я лезть сюда без лавинного рюкзака?». Как только ответ становится отрицательным, время переосмыслить подход к собственной безопасности. Лавинный рюкзак никогда не должен быть причиной выбора рискового маршрута.
Покупка самого топового снаряжения не наделяет вас особыми навыками. Регулярная практика, прохождение лавинных курсов, наблюдение за снегом и метеообстановкой, командная работа – все это лежит в основе безопасного нахождения на склоне фрирайдера или альпиниста.
Берегите себя, природу, взрывайте пухляк и пусть функционал лавинного рюкзака пригодится только на тренировках!
фото:snow-how.de