Туристическая горелка – важный элемент спортивного снаряжения. Её неисправность или потеря, в условиях горного похода или восхождения, приравнивается к аварийной ситуации и сулит сход с маршрута – без горелки в горах не будет горячего питания. Даже в условиях пешего похода и похода выходного дня работать с горелкой гораздо приятнее – кому хочется под дождем разводить костер из сырых дров? Давно известна поговорка «Костер для души, горелка для дела».
Начать классификацию горелок проще всего с вида топлива. На рынке доступны газовые, жидкотопливные (работают на различных видах топлива: очищенный бензин, автомобильный бензин, керосин и т. д.) либо мультитопливные, которые одновременно могут работать и на жидком топливе, и на газе. Подробно обо всех видах мы поговорим ниже.
Системные горелки. Так принято называть горелки, которые комплектуются специально разработанными для них кастрюлями, образуя вместе с ними единую систему. Все это делалось с единственной целью – максимально повысить КПД. В них реализована возможность жестко зафиксировать кастрюлю на горелке. Это позволяет готовить, что называется, «на ходу». Такие горелки выбирают альпинисты, реже мультиспортсмены. Подробнее о различных системах можно почитать в нашем блоге: https://alpindustria.ru/school/articles/radiatsionnya-gorelki-msr.html и https://alpindustria.ru/school/articles/razlichiya-msr-windburner-reactor-2018.html
Про мощность. Еще один показатель, на который обращают внимание при выборе горелки, это ее мощность. Мощность измеряется в Ваттах (Вт) и указывается на упаковке. Для горелок, накручивающихся на баллон, средняя мощность обычно 2000 – 2500 Вт, у горелок со шлангом – это 2500 - 3000 Вт. Мощность, в свою очередь, напрямую влияет на скорость закипания. Обычно в характеристиках указана скорость закипания одного литра. Как правило, эта информация носит ознакомительный характер. Производители немного «лукавят» и указывают максимальную мощность, достигнутую в лабораторных условиях. А именно, указана мощность горелки с полным баллоном (а значит, и с максимальным давлением газа) при температуре +20 градусов. Соответственно, с полупустым баллоном и при температуре близкой к нулю мощность горелки может падать вдвое и даже более. Однако и здесь есть исключения – горелки, оснащенные регуляторами давления, работают стабильно независимо от температуры и количества газа в баллоне. Подробнее про мощность можно почитать здесь: https://alpindustria.ru/school/articles/gorelki-msr-reactor-windburner-pocket.html
Фото: Елена Корнеенко
В завершении темы газовых горелок, хочется сказать несколько слов про баллоны и топливные смеси. Для газовых горелок применяют смеси из изобутана, бутана и пропана. В зависимости от состава и пропорций смеси газ делят на зимний и летний. Всю информацию о составе и сезонности газа можно найти на упаковке.
ВАЖНО! Все газовые баллоны одноразовые. После того, как в них закончился газ, баллоны подлежат утилизации. В интернете доступны переходники для заправки газовых баллонов от бытовых газовых баллонов низкого давления. Помните, что клапан газового баллона рассчитан на однократную заправку. Все последующие манипуляции с перезаправкой чреваты утечкой и выполняются исключительно на ваш страх и риск.
Из названия становится понятным, что эти горелки работают на жидком топливе. Это может быть какой-то определенный вид жидкого топлива, например, специальный очищенный бензин для горелок, либо это могут быть различные виды топлива: бензин, керосин или дизельное топливо. Некоторые горелки оснащены переходниками и могут работать от газовых баллонов. Всю информацию о видах топлива пригодных для конкретной модели горелки можно найти на упаковке. Все приведенные ниже примеры и описания будут даны на основе лидеров рынка жидкотопливных горелок – MSR XGK и Primus Omnifuel. Это универсальные жидкотопливные горелки, которые работают на любом виде топлива (горелка Primus также может работать на газе).
Одно из важных преимуществ жидкого топлива – это его доступность. В любом городе или более-менее крупном поселке есть хозяйственные магазины или рынки. Там можно найти керосин для ламп или растворитель для масляных красок, собственно, это и есть очищенный бензин без добавления масел и других присадок. Если не повезло с хозяйственным рынком, то есть автозаправки. Если совсем все плохо – на автостоянках всегда можно попросить у водителей слить пару литров бензина. Одним словом, вариантов много. И, если у вас правильная горелка, без топлива вы не останетесь.
Второе очень важное преимущество жидкого топлива – стабильная работа при низких температурах. Бензин не замерзает и отлично горит в минус тридцать и ниже. Для зимнего туризма, горного туризма и альпинизма этот фактор очень важен.
Также не менее важной в настоящее время становится экономическая составляющая. Простой пример: самый доступный баллон газа 450 г стоит 400 рублей. Это официальная цена в розничных магазинах. В альплагерях она может быть выше. Группе из четырех человек, при трехразовом питании, этого баллона хватит на семь – восемь готовок или примерно на два с половиной дня (расход газа рассчитывается исходя из 40 – 50 г на человека в день). Если использовать жидкое топливо, то на 400 рублей можно купить на заправке 8 литров бензина (50 р. за литр). Этого запаса хватит на две недели. Сопоставьте расходы на топливо на десять ходовых дней для четырех человек: 1600 рублей на газ (это без учета аварийного запаса!) и меньше пятисот рублей на бензин.
И конечно, при использовании жидкого топлива вы получаете побочный выигрыш – в весе. Здесь речь идет не про сравнение веса бензина и сжиженного газа, а про вес тары. Как мы знаем, газ под давлением закачивают в баллоны. Пустой баллон из-под газа (на 450 г) весит 210 г (кстати, полный 670 г). Как мы считали выше, нам для четырех человек на десять дней таких баллонов нужно минимум четыре. То есть к концу похода у нас на руках окажется четыре пустых баллона – одноразовая тара суммарным весом 840 граммов. На тот же срок нужно два литра бензина – две стандартных бутылки для топлива на 1,5 и 0,5 литра будут весить 400 граммов. Экономия почти полкилограмма.
Фото: Елена Корнеенко
Выше уже упоминалось, что, несмотря на все достоинства жидкого топлива, продажи газовых горелок несравнимо выше. На то есть свои причины.
Для работы с жидкотопливными горелками требуется определенные знания и сноровка. Все начинается с элементарного запуска – для стабильной работы бензиновой горелки необходимо прогреться. Механика процесса следующая: вы наливаете топливо в емкость, вставляете в нее насос и подключаете к нему горелку. Создаете давление насосом, открываете регулирующий вентиль, в горелку потечет жидкий бензин. Чтобы перевести в газообразное состояние, его нужно нагреть. Так вот, чтобы запустить бензиновую горелку мы приоткрываем вентиль и выпускаем небольшое (небольшое!) количество бензина - он скапливается в специальной чаше в нижней части горелки. Вентиль перекрываем, а бензин поджигаем. В первые секунды горелка горит вся…. По мере прогорания бензина топливная рампа в горелке начнет прогреваться. Снова немного приоткрываем вентиль, добавляем бензин и наблюдаем как горелка начинает стабильно работать. На все манипуляции нужно около минуты. После того как горелка прогрелась, увеличение или уменьшение подачи топлива осуществляется так же, как и на газовой горелке. Если в непогоду газовую горелку вы легко запустите в тамбуре палатки, то бензиновую вам придется вынести наружу, запустить и только после того, как она начнет стабильно работать, её можно будет аккуратно занести внутрь.
Второй момент связан с обслуживанием горелки – периодически её необходимо перебирать. Если вам удалось купить специальный очищенный бензин для горелок или его аналог, то всю процедуру проделывают в профилактических целях раз в несколько дней. Если же приходится довольствоваться соляркой с памирского тракта, то перебирать горелку придется после каждой готовки. Дело в том, что при нагревании на топливной магистрали горелки оседают все присадки и масла, которые добавляли в бензин. В случае с соляркой вам придется чистить форсунку и топливную рампу от обычной сажи. В противном случае горелка может забиться отложениями и перестать работать совсем. Хорошо, если удастся её разобрать в походных условиях, иначе, придётся менять топливную линию целиком.
И в завершении, следует отметить, что жидкое топливо обладает специфическим запахом, для его переноски необходимо использовать специальные емкости (пластиковая бутылка неподходящая емкость!) и следить за их герметичностью. Пропахшие бензином вещи не очень-то приятно одевать, а если бензин попадет на продукты, то их можно смело выбрасывать.
Как становится понятным из вышесказанного, для того, чтобы начать пользоваться жидкотопливной горелкой, не достаточно ее просто купить. Впрочем, и освоение базовых навыков не доставляет особых хлопот. При выборе конкретной модели обратите внимание на процесс чистки и переборки горелки – на сайте производителя вы всегда найдете подробную инструкцию и видео с описанием процесса.
Так какую горелку выбрать? Что бы как-то определиться с выбором, прежде всего решите для какого количества человек вам нужна горелка. Для компании из двух человек, летом будет достаточной простой горелки – набалонника. Если вас больше – есть смысл задуматься о горелке с выносным шлангом или мультитопливной. Исходите из условий, где вы будете её эксплуатировать и экономической целесообразности. А если вы отправляетесь в альплагерь и на горе вам нужен кипяток для сублиматов – системная горелка, это ваш выбор.
.