В основе скандинавского outdoor-движения заложено природное очарование Норвегией, которое именуется Friluftsliv (с норвежского fri — свободный, luft — воздух, liv — жизнь).
Сознательное отношение к природе и активный отдых должны идти рука об руку, именно поэтому мы продолжаем рассказывать вам о современных подходах к экологической ответственности. В этот раз речь пойдёт о северном видении активного отдыха, а, вернее, о целом течении, которое является неотъемлемой частью жителей Скандинавии.
В начале было слово, и это слово — Friluftsliv
Во многом благодаря 30-летнему развитию компании АльпИндустрия у многих российских любителей активного отдыха на природе появилось в обиходе слово под названием аутдор (outdoor), которое включает в себя множество активностей на открытом воздухе и, скорее всего, относится и к вашему досугу или хобби.
«Всё просто», — скажете вы. И будете, в целом, правы: в Америке — outdoor, в России, пускай, это будет называться широким определением туризма, но вот, почему-то, скандинавы, а именно норвежцы, занимают несколько иную позицию в этом подходе. Давайте разберемся, почему.
История Норвегии берёт своё начало или рождается из мифических рассказов скандинавского фольклора, который исходит из самого сердца природных ландшафтов Норвегии. Уверен, что те из вас, кто успел побывать в скандинавских странах или предпочитает Русский Север, прекрасно понимает, о чём идёт речь.
Итак, в основе скандинавского outdoor-движения заложено природное очарование Норвегией, которое именуется Friluftsliv (англ. free-loofts-liv; с норвежского fri — свободный, luft — воздух, liv — жизнь) и переводится как «Свободный воздух жизни», «Жизнь на открытом воздухе» или «Свободная жизнь под открытым небом». Так же, как и определение outdoor, значение слова friluftsliv выходит далеко за пределы его перевода и фокусируется больше на динамических отношениях человека с природой.
Портрет Генрика Ибсена.
Впервые это слово было опубликовано в 1859 году в стихотворении известного норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) «На высотах» («På Vidderne»), увы, в русскоязычном переводе В. Рождественского это слово пропадает (ниже приводим норвежский текст, перевод Рождественского и наш вариант перевода на русский).
Главный герой стихотворения ищет одиночества, он оставляет мать и отправляется в дикие уголки норвежской природы, чтобы прояснить свои мысли, и живёт в маленьком домике среди гор и лесов. Кстати, есть мнение, что самого Ибсена на Фрилуфтслив вдохновило французское выражение «La vie en plein air», которое буквально означает «Жизнь на открытом воздухе».
I den øde sæterstue
al min rige fangst jeg sanker;
der er krak og der er grue,
friluftsliv for mine tanker
Хоть избушка здесь убога,
Но живу я в ней богато.
Самый воздух тут подмога—
Вот и стала мысль крылата.
Пусть дом одинок мой и брошен,
Для жизни есть всё, и я жив:
Очаг есть, и стол есть, и ложе,
И в мыслях моих Фрилуфтслив.
Затем уже известный нам путешественник Фритьоф Нансен (1861-1930) стал тем человеком, кто закрепил понятие Фрилуфтслива в сознании норвежского народа. Его образ жизни стал примером и поведенческой моделью для потомков. А свои идеи он подытожил в книге, которая на норвежском называется — угадаете, как? Именно! «Frilufts-liv».
Нансен писал о том, что в течение миллионов лет люди жили под открытым небом, охотились и рыбачили, проводя большую часть свое жизни под открытым небом. Но цивилизация и культура, которые мы создаём на протяжении последних тысячелетий, заставляют нас перейти на другую сторону. И тем не менее, в современном образе жизни всё ещё идёт борьба за то, чтобы установить баланс между человек и природой. В Норвегии всегда стремились к простой жизни, к жизни в гармонии с природой, к жизни на природе, и окружающая среда всегда была для норвежского народа естественной и неотъемлемой частью жизни.
Фритьоф Нансен, земля Франца-Иосифа, 1896 год.
Наконец, в 2000-2001 гг. понятие Фрилуфтслив было официально определено аж в послании норвежского парламента, именуемого Стортингом. Фрилуфтслив в нём определяется как пребывание на природе и активный отдых на природе в свободное время с целью получения нового опыта и изменения окружающей среды. Это понятие используется по сей день и также включает организованные мероприятия, как ориентирование, различные спортивные соревнования, обучение и другие формы активного времяпрепровождения в зелёных зонах в черте города (парках, садах и т.д.).
Фрилуфтслив: на пути к новому видению
Теперь обратимся к философии Фрилуфтслива и её становлению.
После резолюции о союзе с Данией (с 1536 по 1814 гг.) в Норвегии стали всё больше внимания уделять подлинно норвежскому стилю и культуре. Горы и фьорды, деревня и мифические боги были романтизированы художниками и писателями. Полярные герои стали главными национальными символами. Всё больше и больше людей хотели испытать настоящую Норвегию. На волне такого интереса к изучению и преодолению природы в 1868 году была создана первая Норвежская туристическая ассоциация, призванная облегчить доступ к диким природным территориям. К этому стоить ещё добавить, что это не только первая туристическая ассоциация, созданная в Норвегии, но и одна из первых в мире.
Подобное развитие исследований природы в середине XX века отразилось на норвежском законодательстве, и в 1957 году появился закон под названием Allemannsretten, что примерно переводится как «Право на путь». Основное положение закона Allemannsretten позволяет туристам проходить по частным территориям, заранее при этом согласовав свой маршрут, и даже встать на ночлег на чужой территории не более чем на 2 дня (при условии, что вы будете вежливы и будете держаться на расстоянии не мене 150 метров от жилых зданий).
Норвежский закон «Право пути» имеет очень большие сходства с американской культурой Freedom to Roam (свобода передвижения). Эта культура долгое время служила одним из призывов всем путешественникам от американской компании Patagonia, которая славится своими экологическими лозунгами, а с недавних пор ещё и смело обличающими разрушительные для экологии действия политиков.
Налицо лишь языковые барьеры одного и того же культурного движения, развитие которого началось в те времена, которое часто называют революцией хиппи, — счастливые 60-е, человек идёт навстречу природе. 60-е стали не только датой рождения большинства всемирно известных американских аутдор-брендов и появлением новых школ скалолазания (Big wall climbing), но и зарождением экологического движения одновременно на двух континентах планеты.
В Америке этим местом стала долина Йосемити в Калифорнии, откуда берут своё начало легендарные истории Ивона Шуинара (Yvon Chouinard, основатель Patagonia) и Дугласа Томпкинса (Douglas Tompkins, основатель The North Face).
В Скандинавии таким местом стала гора Стетинд (Stetind), расположенная в малонаселённом пункте Тюсфьорд (норв. Tysfjord) в Северной Норвегии. Несмотря на высоту всего 1392 метра, этот гранит славится непростыми маршрутами, а норвежцы называют Стетинд Gudenes ambolt, что в переводе означает «наковальня богов».
Весной 1966 года молодые альпинисты из Тронхейма, услышав о достижениях скалолазов из Йосемити, решили сделать «невозможное» и подняться по западной стене горы Стетинд. В начале июля группа из шести человек, в составе которой были норвежский философ Арне Нэсс (Arne Dekke Eide Næss) и будущая звезда норвежского альпинизма, а пока что инженер Нильс Фаарлунд (Nils Faarlund), разбила базовый лагерь у подножия западной стены. В течение двух недель группа совершила несколько первопроходов, которые открыли западную стену от лагеря до вершины Вествегген (Vestveggen).
Арне Наээсс.
Однако самое интересное происходило не только на горе, но и в базовом лагере, у костра, в беседах о философии, науке и природе. В то время молодые альпинисты были обеспокоены двумя вопросами. Во-первых, как бы они могли объяснить людям тот факт, что риск и опасные для жизни восхождения, в которых они проводят своё время, могут быть полезнее монотонной работы в центре Норвегии. А во-вторых, во время походов по горным хребтам они увидели, как новые дороги и строительство гидроэлектростанций разрушили множество красивых мест в Скандинавии.
В результате жарких дискуссий у них родилась идея сохранения дикой природы, без которой невозможно сохранение самой жизни, и желание самим стать частью этого движения. Из этих мыслей родились основные положения Фрилуфтслива:
Фрилуфтслив — это способ воплощения в жизнь ценностей экологической философии. Быть на природе, ощущать гармонию с природой — это может доставлять человеку истинное наслаждение. Это свойство, с которым мы, люди, приходим в этот мир. Именно благодаря ему мы выжили как вид — познавая окружающую нас среду и находя взаимопонимание с ней. А наградой за этот процесс познания становится та радость, которую человек способен испытывать от нахождения на природе.
Их обсуждения в базовом лагере легли в основу новой прикладной теории под названием «Глубинная экология», которую начал создавать молодой, 24-летний профессор философии Арне Нэсс. Нильс Фаарлунд после восхождения оставил свою инженерную карьеру и открыл школу гидов.
Спустя 20 лет с философскими идеями Арне Нэсса знакомится Дуглас Томпкинс. Эти мысли так сильно откликнулись в нём, что он принимает решение продать свой бренд Esprit и часть акций The North Face и купить несколько тысяч гектар земли в Южной Америке, чтобы создавать там национальные парки, где идеи Арне Нэсса о сохранении дикой природы будут реализованы на практике.
Кристина Томпкинс и Арне Нэсс.
Так что же такое Фрилуфтслив сегодня? Это скандинавская традиция активного отдыха под открытым небом, подразумевающая бережное отношение к природе и непричинение вреда окружающему миру. При этом такой досуг полностью исключает любые моторизованные средства передвижения. Хотя на этот счёт существуют разные мнения, к примеру, почему бы не считать поездки на снегоходах частью Фрилуфтслива?
Сейчас философию «наружной жизни» поддерживают все Скандинавские страны, жители которых проводят свой отдых в лесах и горах, они просто покидают крупные города, чтобы насладиться природой. Более того, Фрилуфтслив — одна из действующих концепций управления туризма в Норвегии.
Нильс Фаарлунд — норвежский тренд туризма
В 1966 году Нильс Фаарлунд принял решение уйти от своей инженерной карьеры, чтобы стать горным гидом и полностью посвятить себя природе. Благодаря такому повороту судьбы он известен тем, что основал первую школу Норвегии по альпинизму (Høgfjellskolen), которой руководит вот уже 48 лет, и преподавательский курс о культуре Фрилуфтслива в Норвежской школе спортивных наук. Он также стал автором нескольких книг, одна из которых «Friluftsliv — En dannelsesreise».
Нильс Фаарлунд.
«Я вырос в 1940-х годах, когда в лесах было органическое земледелие и скотоводство», — говорит Нильс. — «В то время игры и прогулки по лесу были частью нашего образа жизни в норвежской сельской местности». Нильс использует норвежское слово friluftsliv на английском языке, утверждая, что его невозможно перевести, это слово глубоко укоренилось в норвежской культуре и является одним из самых любимых слов в Норвегии.
Суть альпинизма, как я это вижу, не в том, чтобы добраться до вершины. А в том, чтобы полностью погрузиться в происходящее и за счёт этого полностью погрузиться в природу. И испытать глубокую, истинную радость. Именно в этот момент вы тоже захотите защищать природу.
Нильс также щедро делится своим опытом с норвежскими производителями туристического снаряжения и участвует в разработке новых моделей рюкзаков и палаток для альпинизма, например, для Bergans. На протяжении полувека он по-прежнему пропагандирует истинно норвежский стиль, где используются только натуральные материалы, как шерсть и хлопок, и особенно любит свою австрийскую шерстяную рубашку.
Американский Outdoor vs. Норвежский Friluftslif
А теперь самое интересное. В заключение, на примере лыжников посмотрим, каким критериям в туристической одежде придерживается Friluftslif и прочитаем комментарии по этому поводу от самого Нильса Фаарлунда. А выводы и выбор, конечно, за вами :)
Иллюстрация: Пол X. Джонсон.
Норвежский стиль
Натуральные ткани и дань традиции
- KART I KARTMAPPE («Карта в карте») — Карта всегда под рукой, поэтому ей просто нужна хорошая защита.
- ULL INNERST — Шерстяное бельё всегда было настоящим норвежским достоянием, потому что оно всегда дышит и греет ровно столько, сколько нужно.
- BOMULLSANORAKK (хлопковый анорак) — Штормовая куртка необязательно должна быть пропитана, в первую очередь должна быть ветронепроницаемой и дышащей и обязательно должна состоять из нескольких слоев.
- NIKKERS — Брюки, предпочтительно, должны состоять из натуральных материалов, как шерсть или прочный хлопок. Важный момент, что низ брюк не должен намокать, поэтому должна быть возможность укорачивать брюки.
- ULLSTRØMPER («Шерстяной») — Длинные шерстяные носки, которые в этом стиле играют очень важную роль, поскольку при больших переходах дают ногам возможность дышать, но при этом согревают.
- GAMASJER — Короткая гетра препятствует попаданию снега и влаги во внутрь ботинка.
- STØVLER («Ботинки») — Три скандинавских правила про ботинки: водонепроницаемые, дышащие, прочные.
Американский стиль
Мода и технологичные синтетические материалы
- GPS — Снижает навыки человека ориентироваться и постоянно отвлекает мыслями о заряде батареи.
- SYNTETISK INNERST — По мнению Нильса, синтетическое волокно переносит влагу и вы потеете, потому что волокна не дышат. Более того, реклама запущенная в Норвегии в 1960 году благодаря компании Helly Hansen под лозунгом «Синтетика тёплая, как шерсть, и отводит влагу» была признана недействительной благодаря доказательствам, которые Нильс приводил в своей работе.
- GØRR-TEX
- OLJEPELS («Нефтянная кожа») — Нильс противник одежды из Gore-Tex. По его мнению, она ненатуральная, вредит окружающей среде и в будущем становится водопроницаемой.
Post scriptum
В альпинизме очень мощный диалог с природой. Ты прикасаешься к горам, и в это же время горы навсегда оставляют свой след в тебе. И в этом диалоге ты глубоко осознаёшь самого себя.
На сегодняшний день, если вы спросите норвежцев о Фрилуфтсливе, то девять из десяти ответят, что они большие приверженцы этого стиля и очень любят отдыхать на природе. Сегодня это определение используется не только норвежцами, но и шведами и датчанами, причём применимо практически ко всем вариациям активного отдыха на природе, начиная обеденными перерывами в лесу и поездками на велосипеде.
Скандинавские бренды в АльпИндустрии
Список первоисточников
- How 'friluftsliv' can help you reconnect with nature
- Nils Faarlund and the power of Friluftsliv
- Utenfor allfarvei
- Q&A with Nils Faarlund, Legendary Eco-philosopher and Master of Friluftsliv
- The Norwegian Eco-mountain
- Фрилуфтслив в Википедии
Андрей Маслов
Почти 6 лет был сотрудником АльпИндустрии, успешно совмещая работу в компании с путешествиями по разным уголкам планеты: паломничество в Тибет, альпинистские сборы в Уллу-Тау, сплавы по рекам Севера и другие странствия. Всё это привело к экологической осознанности, к которой приходят многие любители активного отдыха на природе. Был участником множества волонтёрских проектов в заповедниках России. В данный момент работает в сфере экологического просвещения и туризма.