Сравнительный анализ лыж по результатам тестов в Кировске (Мурм.обл.)
Фото: Горфина Валерия
Наши весенние заполярные тесты (г. Кировск, Мурманской обл.) новых лыж DPS в очередной раз уверили в понимании, что Стефан Дрейк и его команда не спят. Компания запустила в серию принципиально новый Wailer с талией шириной 110 мм, большей контактной длиной канта и меньшим боковым вырезом лыжи. Исходя из общей теории понятно, что уже благодаря этим трем моментам лыжи будут достаточно сильно отличаться, несмотря на одинаковую технологию (обе модели реализованы на базе топовой конструкции DPS Alchemist) и ростовку 184 см.
Тесты показали: это совсем другие лыжи, что, безусловно, может вызвать определённые трудности при выборе той или иной модели.
Мы попытаемся помочь разобраться в нюансах, хотя настоятельно рекомендуем вам самим пробовать лыжи. Для этого мы организуем ежедневные тесты в Красной поляне в течение горнолыжного сезона. Как лыжи, так и те, кто на них катаются, очень сильно различаются в широком диапазоне параметров. Соответственно, критериев в реальности намного больше, чем тех, которые фигурируют в тестах горнолыжных журналов, и к тому же они могут быть достаточно тонкими и весьма субъективными. Главное, чтобы вы и лучшие для вас лыжи нашли друг друга. А более адекватного метода, чем собственный опыт, увы, не существует.
Что же общего в этих моделях?
1. Ростовка 184 см. Её можно считать наиболее универсальной для фрирайда в рассматриваемом классе лыж (с шириной талии W, в диапазоне 110 мм < W < 120 мм). Недостаток всплывания в мягкой, глубокой целине по сравнению с более длинными ростовками можно частично компенсировать повышенной скоростью катания, если катающийся считает такой подход для себя уместным. Зато на более жёстком и неровном рельефе у такой ростовки всегда есть свои преимущества – управляемость за счёт более короткой контактной зоны, большая эффективность бокового торможения, как правило, меньше вибрация и пр.
2. Конструкция Alchemist. Обе модели изготовлены из премиальных материалов на базе конструкции, которая носит название Alchemist (Алхимик). Её можно определить как сэндвич из 100% предварительно отверждённого нанотехнологического авиационного карбона со специальными виброгасящими компонентами. Технология предварительного отверждения очень дорогая, даже в случае, когда лыжи изготовлены из простого фибергласса. Поэтому в настоящее время большинство горнолыжных компаний, если не все, не могут применять её в производстве коммерческих лыж. (Примечание автора: о единичных случаях применения небольших элементов, изготовленных по этой технологии, мы знаем, но это не касается основного материала корпуса лыж). Под термином “нанотехнологический авиационный карбон” имеется в виду, что по данной технологии в США изготавливаются крылья и другие элементы военных самолётов. В результате сочетания титанического труда разработчиков по отработке каждой модели / ростовки лыж с этой инженерной колдовской смесью получаются лыжи с рядом весьма выдающихся характеристик, включающих в себя исключительное соотношение торсионной жёсткости / веса при высокой продольной гибкости лыж, революционного для карбоновых лыж виброгашения, долгого срока поддержания жёсткостных свойств лыж и т.д.
|
Что даёт высокая торсионная жёсткость лыжам для фрирайда? Во времена классических лыж они подчас в народе делились на спортивные и для «чайников». Спортивные были торсионно жёсткими, а для «чайников» – мягкими. На самом деле, с точки зрения физики ничего не изменилось. Срываясь с кантов на неровностях склона, нос и хвост лыж начинают торсионно вибрировать, что приводит к ухудшению управляемости и держанию кантов. С увеличением ширины лыж этот эффект значительно усиливается. В более мягком снегу торсионная жёсткость оказывает очень малое влияние на поведение лыж, однако на жёстких участках склона торсионно более жёсткие лыжи работают значительно лучше.
Высокая торсионная жёсткость лыж Дрейка придаёт им универсальности с точки зрения состояния снега. В этом, собственно, и состоит одно из основных отличий его лыж от других им подобных.
Следует отметить также особо жёсткую (спортивную) скользящую поверхность, которая обеспечивает выдающееся для широких лыж скольжение, а её высокая механическая прочность – заметно более долгий срок службы на фрирайде (примечание автора: вполне проверено нами на кировских камнях. База, конечно, тоже царапается на камнях, но повреждения заметно меньше, чем на других лыжах, задействованных в тестах).
3. Ширина лыж в талии сравниваемых моделей мало отличается – 112 и 110 мм, соответственно. Как известно, это одна из основных характеристик, влияющих на качество всплывания лыж в мягком снегу. Однако замечу, что на это в значительной мере также влияют длина передней части лыж (перед креплением), её площадь и, безусловно, конструкция рокера. Несмотря на то, что у Wailer A112 общая площадь передней части лыжи чуть больше, рокер выше (в частности высота носа при полностью прижатом к снегу кэмбере – соответственно 80 мм против 55 мм), центр постановки креплений сдвинут назад примерно на 24 мм, по тестам трудно было заметить, что всплывание Wailer A110 хуже (примечание автора: может быть в более легкой и глубокой целине разница будет проявляться более отчётливо). Возможно, объяснить это можно тем, что, несмотря на то, что у Wailer A110 крепления сдвинуты вперед (как упоминалось на 24 мм) рокер начинает подниматься позже примерно на 50 мм, что в неглубоком снегу фактически означает удлинение площади передней части лыжи. В общем, разработчики Wailer A110 неплохо потрудились, отработав в общем-то близкий уровень всплывания при меньшей ширине и длине передней части лыжи.
Фото: Борис Сагалов
Каковые основные отличия этих моделей?
1. Идеология бокового выреза. Радиус бокового выреза: 110 – 22 м, 112 – 15 м. Кроме того контактная длина канта со снегом у Wailer A112 более короткая. Собственно, эти два обстоятельства вполне объясняют основное отличие этих моделей. Wailer A112 – более универсальные, а Wailer A110 – гармоничные и более классические лыжи для фрирайда, которые более гладко работают на высоких ходах. Уникальная универсальность Wailer A112 объясняется тем, что обладая всеми свойствами лыж для фрирайда, благодаря короткой зоне контакта лыж со снегом и радиусу 15 м, лыжи очень управляемые. Это верно как для традиционной внетрассовой техники катания, так и при карвинге, в котором удаётся даже вгонять их в фактически короткий резанный поворот!
На такой поворот Wailer A110, конечно, не способны, хотя резанные свойства лыж при движении по дуге большего радиуса на самом высоком уровне. Это неудивительно, поскольку в них воплощена идеология бокового выреза и конструкции С2, отлично зарекомендовавшая себя в линейке универсальных лыж Cassair именно с точки зрения интуитивного карвинга. Более гармоничное поведение Wailer A110 при внетрассовом катании объяснятся в первую очередь следующими соображениями. Известно, что чем больше боковой вырез лыжи, тем больше концентрация давления в точке контакта канта носка лыжи со снегом при закантовке. Это приводит к тому, что лыжи при традиционной внетрассовой технике катания становятся менее управляемыми, менее гладко работают на сларвах (боковое движение лыж на кантах) и нос больше цепляется за неровности склона. Это одна из основных причин, почему большинство лыж для фрирайда имеет боковые вырезы порядка 20+ метров. В модели Wailer A112 этот эффект минимизирован благодаря сверхкороткой контактной зоне кантов в сочетании с высокой торсионной жёсткостью лыж. У Wailer A110 удельное давление канта на снег в зоне носка лыж более распределено, а высокая торсионная жёсткость максимизирует эффект.
2. Весовой баланс модели Wailer A110 лучше, чем у Wailer A112, в первую очередь из-за смещения креплений вперёд по длине лыж. Это также помогает лыжам быстрее и легче входить в поворот, двигаться более естественно при традиционной технике катания, что делает Wailer A110 более трендовыми с точки зрения тенденций современного бэккантри.
3. Также продольное распределение жёсткости у Wailer A110 более равномерное, что, несомненно, также вносит определённый вклад в общую гармонию модели. В частности, лыжи более гладко работают на высоких скоростях.
Надеюсь, что нам удалось немного сориентировать вас. И на вопрос, какие лыжи Дрейка больше нравятся – жёлтенькие или синенькие, у вас будет больше оснований для выбора, чем у тех, кто базируются на чисто колористических пристрастиях.
До встречи на тестах!